Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ Президента РФ № 239) с 04 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
С учётом положений Указа Президента РФ № 239 устанавливается обязанность высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Таким образом, нормативными правовыми актами каждого субъекта Российской Федерации работодателям предписывается определить численность работников, обеспечивающих с 04 по 30 апреля 2020 года включительно функционирование организаций, а также максимально возможное количество работников, переводимых с 04 по 30 апреля текущего года на дистанционный режим работы до издания нормативного правового акта соответствующего субъекта Российской Федерации с учётом в нём санитарно-эпидемиологической обстановки об отмене указанного акта.
Также в целях реализации Указа Президента РФ № 239 руководителям организаций, в том числе и организаций радиоэлектронной промышленности (в соответствии с соответствующим приказом Министерств, в ведении которых находятся данные организации), предписано определить численность работников, обеспечивающих с 04 по 30 апреля 2020 года включительно функционирование этих организаций, а также максимально возможное количество работников, переводимых с 04 по 30 апреля текущего года на дистанционный режим работы до издания приказа об отмене указанного приостановления.
В связи с этим, перевод работников на дистанционную работу в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-2019) является временным изменением условий трудового договора, обусловленным не волеизъявлением сторон трудовых отношением, а исключительно распространением новой коронавирусной инфекции
(COVID-2019), что является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.
Из указанного следует, что перевод работников организаций радиоэлектронной промышленности на дистанционную работу является вынужденной мерой в нынешних условиях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Условие о том, что работа будет выполняться работником дистанционно, может быть закреплено в дополнительном соглашении к трудовому договору с учётом особенностей главы 49.1. Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Однако принимая во внимание временный и по сути вынужденный характер перевода работника на режим дистанционной работы, перевод работников на дистанционную работу должен оформляться распорядительным актом руководителя организации, в котором будут оговорены условия удалённой (дистанционной) работы и её сроки (или событие) с использованием ресурсов организации или работодателя (раздел II Рекомендаций Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых по действиям социальных партнёров, работников и работодателей в условиях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации (утв. Минтрудом России, РСПП, ФНПР).
В соответствии с федеральным трудовым законодательством за работником должны сохраняться все социально-трудовые права и гарантии, включая уровень заработной платы. При этом трудовая функция работника не изменяется, тогда как временно меняется лишь режим его работы (ч. 3 ст. 312.1. ТК РФ).
Таким образом, недопустимо включение в дополнительное соглашение с работником оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя, которые могут возникнуть по независящим от работника причинам (например, временное изменение жилищно-бытовых условий, неисправность личной оргтехники работника, и иное), поскольку может привести к ухудшению его трудовых прав и гарантий в условиях вынужденного перевода на дистанционную работу.
Кроме того, согласно статье 312.5 ТК РФ расторжение трудового договора о дистанционной работе по инициативе работодателя производится по основаниям, предусмотренным трудовым договором.
Основания для увольнения работника должны быть связаны с невыполнением им своих должностных обязанностей, установленных трудовым договором, а не дополнительным соглашением к трудовому договору.
Следует также иметь ввиду, что изменение определённых сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определённых сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).
Изменение условий по инициативе работодателя возможно, но со значительными ограничениями в случае изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, установленными в статье 74 ТК РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 к изменениям определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда рекомендовано относить в том числе внедрение иных форм организации режима труда и отдыха работников.
В этой связи изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии со статьёй 74 ТК РФ, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Заведующий правовым отделом,
главный правовой инспектор
РОО «МТО РПР РЭП» Л.Т. Рожко